Что будет, если залил в «дизельный» автомобиль бензин?
Добавлено: Вс сен 30, 2012 17:41
Товарищ, осторожно, техническая статья, не уверен – не читай!
Там где существуют сомнения – изобилуют теории…
Сэр Г.Р. Рикардо
Что будет, если залил в «дизельный» автомобиль бензин?
Недавно на форуме любителей БМВ возникла тема, где человек поведал печальную историю, как его жена случайно залила бензин в бак дизельного Х3, потом проехала около 500 м, заглушила мотор, после чего пустить его в ход так и не смогла. Позвонила мужу, тут то и выяснился сей прискорбный факт – в баке бултыхается бензинчик.
В таких случаях фирма БМВ строга и сурова, и придерживается определенного порядка действий, например:
«…Произведен запуск двигателя и автомобиль начал движение (например, после заправки на АЗС). Полностью слить топливо из топливного бака и проверить обойму крепления топливного насоса в баке на наличие магнитной стружки (при помощи магнита). Если магнитная стружка в системе не обнаружена, надлежит слить топливо из системы питания и промыть ее в соответствии с указаниями для случая 1. В данном случае необходимо заменить не только топливный фильтр, но и насос высокого давления…»
«…3-й случай: Автомобиль начал движение, в системе магнитная стружка
Следует заменить всю систему питания, включая бак. Замене не подлежат только жесткие подводящий и возвратный топливопроводы (промыть против направления подачи топлива)…»
Чем же чревата эксплуатация дизельного двигателя на бензине, отчего так строги специалисты БМВ, может быть ничего страшного не случится? Ведь некоторые автолюбители даже придерживаются старинной советской традиции – в сильные морозы добавляют в бак 5-10 л бензина, дабы дизтопливо не густело. Да и знаменитый Рудольф Дизель, изобретая свой мотор, пытался заставить его работать на бензине.
Заинтересовавшись данным вопросом я промониторил Интернет, и обнаружил многочисленные истории, как водители по оплошности заправлялись бензином и отправлялись в путь. Последствия описывались самые различные, от «отделался легким испугом» до «влетел на серьезный ремонт».
Что же делать, если попал в данную ситуацию?
Тут есть два основных варианта.
1. Перед заправкой бак был почти пустой, затем полностью заправлен бензином.
В этом случае благодаря тому, что в топливной магистрали и фильтре осталось какое-то количество дизтоплива, мотор запустится и машине даже удастся проехать какое-то n-е количество метров, после чего мотор остановится, и пустить его в ход не представится возможным. Это относительно благоприятное развитие событий, в данном случае владелец машины скорее всего отделается промывкой топливной магистрали, бака (после слива бензина) и заменой топливного фильтра (на всякий случай).
2. Перед заправкой в баке находился определенный объем дизтоплива, затем туда заливается какой-то определенный объем бензина. В результате образуется смесь дизтоплива с бензиом. Опять же благодаря тому, что в топливной магистрали и фильтре осталось какое-то количество дизтоплива, мотор запустится и машине удастся начать движение. После того, как в мотор начнет поступать смесь двух топлив, он либо остановится (если количество бензина в смеси большое), либо будет работать, но существенно снизится мощность, начнет увеличиваться температура охлаждающей жидкости, и возникнет сильный грохот, напоминающим звуки, сопровождаемые детонацию в бензиновом ДВС, или, говоря техническим языком, возрастет жесткость работы ДВС.
Это очень опасное для мотора явление и если после заправки в прогретом ДВС возникнет повышенный шум (жесткость работы), нужно остановить машину, открутить пробку заливной горловины и понюхать, не пахнет ли бензином.
Иногда водитель, по ошибке заливший бензин (или заправщик перепутал «пистолеты»), ничего не подозревая, отъезжает от АЗС, и когда мотор начинает работать жёстко при резком падении мощности, предполагает, что ему в бак залили некачественное дизтопливо. И продолжает движение (если мотор не останавливается), желая побыстрее сжечь «палёное» топливо и залить «нормальный соляр». Это самое неблагоприятное развитие событий, и на то есть серьезные причины.
Процессы, происходящие в ДВС при его эксплуатации на «соляробензиновой» смеси в упрощенном виде можно объяснить следующим образом.
В дизельном ДВС поршень в такте сжатия движется вверх и сжимает воздух, в результате температура последнего (в прогретом ДВС) достигает 400…700 С. Затем, незадолго до прихода поршня в верхнюю мертвую точку (ВМТ), форсунка под большим давлением начинает впрыскивать в горячий воздух топливо (точка С штрих), скорость истечения которого достигает 700 м/с и выше. Струя топлива разбивается о воздух и дробится на мельчайшие капли диаметром 5-40 мкм, которые заполняют объем камеры сгорания, перемешиваются с воздухом, и после небольшой задержки воспламеняются (точка С).
На графике римскими цифрами указаны 4 фазы сгорания топлива. Линия Т отражает
изменение температуры в камере сгорания, линия р – изменение давления.
При правильно протекающем рабочем процессе сгорание основной части топливного заряда завершается к моменту прихода поршня в ВМТ, что вызывает максимальное нарастание давления газов на поршень (максимальное давление сгорания точка Z), который под воздействием этого давления устремляется вниз и совершает полезную работу (рабочий ход). Если воспламенение возникнет слишком рано (с относительно небольшой задержкой), давление газов начнет препятствовать ходу поршня к ВМТ, если слишком поздно (с большой задержкой) – оно будет толкать поршень «вдогонку». В обоих случаях индикаторный и эффективный КПД двигателя снизятся. Из изложенного очевидно, что воспламенение топлива должно происходить не раньше и не позже момента, определенного разработчиками ДВС (с конструктивно заложенной задержкой воспламенения).
В отличие от бензиновых ДВС, где конструкторы стремятся принять меры по снижению преждевременного воспламенения топливовоздушной смеси, дабы избежать детонации, в дизельных ДВС, наоборот, желательно чтобы топливо воспламенилось с относительно небольшой (0,002…0,006 сек) задержкой воспламенения.
Один из основных показателей бензинов – октановое число (ОЧ) отражает свойство бензина противостоять преждевременному воспламенению. У дизельного топлива цетановое число (ЦЧ) наоборот отражает свойство быстро воспламеняться, чем ЦЧ выше – тем короче период задержки воспламенения.
Между ОЧ и ЦЧ существует связь – чем выше ОЧ топлива, тем ниже его ЦЧ (и наоборот).
Отсюда следует, что если в дизтопливо попадет бензин, ЦЧ образовавшейся топливной смеси снизится, что повлечет увеличение периода задержки воспламенения. В результате смесь будет сгорать с большим опозданием, что ухудшит КПД. Мало того, когда в дизельном моторе процесс сгорания топлива протекает правильно (при правильном ЦЧ), давление в цилиндре нарастает относительно плавно, т.к. сначала воспламеняется небольшая часть топлива, а потом в возникший очаг из форсунки продолжает подаваться дополнительное топливо, что удлиняет процесс сгорания и смягчает работу двигателя.
Если ЦЧ снижается, период задержки воспламенения увеличивается и в цилиндр еще до начала воспламенения успевает поступить практически весь топливный заряд. В итоге весь объем цикловой подачи топлива дружно воспламеняется с некоторым опозданием, процесс принимает резко-взрывной характер, в результате возникает волна давления, которая с высокой скоростью хаотично «носится» внутри камеры сгорания и «бьет» в поршень, крышку и стенки цилиндра. Эти воздействия волы на детали цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) и вызывают звонкие «металлические» стуки, и у водителя складывается впечатление, что внутри мотора какие-то деталюшки бьются друг о друга.
Данный процесс очень вреден для ДВС: волны давления разрушают внутреннюю структуру металла, а это может со временем вызвать возникновение микротрещин на стенках цилиндров и выкрашивание частиц металла из днищ поршней, что существенно снижает ресурс ДВС. К тому же в таких нештатных режимах возникает интенсификация газовой эрозии поршня. Снижение ЦЧ увеличивает интенсивность износа верхнего пояса цилиндров, следовательно, чем больший объемный процент бензина будет содержаться в дизтопливе, тем больше будет износ ДВС.
Кроме того, при разбавлении дизтоплива бензином ухудшаются условия смазки плунжеров в топливном насосе высокого давления (ТНВД). У дизтоплива большая чем у бензина вязкость, достаточная для того, чтобы обеспечить необходимые условия смазки трущихся пар, что позволяет упростить конструкцию насоса отказавшись от организации принудительной смазки путем подвода к трущимся парам моторного масла. Таким образом, дизтопливо выполняет функцию смазки ТНВД, и при его разбавлении бензином эта функция может сойти на нет. Итог – повышенный износ плунжеров ТНВД и попадание частиц износа в топливную систему и ДВС, что может повлечь ускоренный износ форсунок и деталей ЦПГ.
Что же делать, если человек по ошибке залил в бак бензин, как ему поступить?
Трудно дать совет, подходящий для всех возможных ситуаций, ибо может быть множество различных вариантов развития событий. Рассмотрю типичные.
1. Бак был почти пуст, и бензин залит «под горловину». Мотор не запускался, т.к. водитель вовремя понял свою ошибку.
В этом случае необходимо не пуская мотор слить топливо из бака и заполнить его дизтопливом.
2. Бак был почти пуст, и бензин залит «под горловину». Мотор запустился, машина проехала 500-1000 м, затем мотор заглох или был остановлен водителем, понявшим, что тот работает в аварийном режиме. Потом водитель сообразил, что залил бензин (открутил пробку бака и учуял запах бензина).
В этом случае не нужно пытаться пускать мотор, необходимо эвакуировать машину в сервис, где специалисты промоют топливную систему, бак и осмотрят ТНВД.
3. В баке находилось какое-то n-е количество дизтоплива, потом в него попадает какое-то n-е количество бензина. Допустим, водитель вовремя спохватился, что льет бензин, прекратил заправку, и в баке остался какой-то незаполненный объем.
Тут есть несколько вариантов. Например, если позволяют обстоятельства, нужно не запуская мотор откатить машину от АЗС (или эвакуировать в сервис) и слить топливо из бака. Затем заполнить весь его объем дизтопливом.
Либо, если в бак попало относительно небольшое количество бензина, нужно:
а) прекратить заправку;
б) добавить в бак масло, используемое для двухтактных ДВС пропорционально количеству залитого бензина из расчета 3-5% масла (это создаст нормальные условия для смазки ТНВД и повысит плотность топлива);
в) добавить в бак присадку, повышающую ЦЧ (цетан-корректор). После этого можно заправить бак под горловину дизтопливом и отправляться в путь, внимательно анализируя поведение машины и прислушиваясь к звукам работы ДВС.
А какое максимальное количество бензина допустимо для нормальной работы ДВС на такой смеси топлив?
На этот вопрос нет и не может быть единого ответа. Все моторы разные и по- разному реагируют на понижение ЦЧ.
При грубом приближении, используя известную формулу можно подсчитать, что ЦЧ (цетановое число) бензина АИ-95 (октановое число по моторному методу = 87) составляет около 12,5…16,5 единиц. В России наиболее известные топливные компании продают дизтопливо (по их заверениям) с ЦЧ=51. Теоретически, если принять для расчета ОЧ=87, то можно высчитать, что при смеси АИ-95 с дизтопливом в соотношении 1:4, общее ЦЧ смеси составит 41,5; при соотношении 1:12 – 46 (если при смешении не возникнут какие-либо химические реакции, изменяющие эти цифры).
Советские и Российские ГОСТы допускали эксплуатацию дизельных автомобилей на топливе с ЦЧ не ниже 45. Мне встречалось сведение, что для дизельных двигателей ЯМЗ, выпускаемых в начале 90-х г.г. прошлого века, наиболее оптимальным считалось ЦЧ = 38…42. Также встречалось упоминание, что какие-то тракторы от безысходности зимой работали на смеси дизтоплива с керосином с общим ЦЧ=30…35 и это не есть хорошо. В автопрессе отмечается, что моторы современных иномарок рассчитаны на дизтопливо с ЦЧ=51.
Отсюда можно выдвинуть предположение, что 12% бензина в дизтопливе мотор даже не заметит, на 25% «смеси» (или с чуть большим процентным числом) работать может и будет, но при этом снизится его мощность и может возникнуть сильный шум, вызванный волнами высокого давления. Поэтому если нет возможности слить из бака смесь сразу, и нет под рукой жидкости цетан-корректора, то при добавлении в топливо масла для двухтактных ДВС можно на свой страх и риск отправится в путь если бензина не более 25%. Если во время движения мотор еле-еле «тянет», сильно гремит, лучше далее не экспериментировать и откатить машину в сервис. Соответственно в случае наличия цетан-корректора (продается на брендовых АЗС) можно довести ЦЧ смеси до приемлемого уровня, но нужно чтобы он хорошенько перемешался с топливом, что проблематично сделать если бак залит под горловину.
4. В баке находилось какое-то n-е количество дизтоплива, потом в него попадает какое-то n-е количество бензина, и водитель, не подозревая об этом, пускает мотор и отправляется в путь. Отъехав какое-то расстояние от АЗС, он обращает внимание на быстрое падение мощности ДВС и появления сильных металлических стуков. В этом случае если мотор работает совсем плохо, лучше его сразу остановить. Если только сильно шумит и чуть хуже «тянет», лучше развернуться и вернуться на АЗС, где возможно есть в продаже добавляемое в топливо масло и цетан-корректор.
В литературе отмечается, что с повышением оборотов коленчатого вала «жесткость» работы дизеля на топливе с низким ЦЧ быстро увеличивается, что обусловлено увеличением периода задержки воспламенения.
Поэтому если в баке плещется смесь бензина с дизтопливом, после вышеописанных подготовительных мероприятий предпочтительнее равномерное движение со скоростью 60-70 км/ч и оборотами КВ около 1800-2000 (с оборотами, чуть ниже максимального крутящего момента ДВС). И необходимо по мере пробега периодически пополнять бак порциями «нормального» дизтоплива на АЗС, попадающихся на пути следования машины.
Словом, случаи заправки «дизельных» автомобилей бензином хоть и не часто, но все же случаются. И если мои советы хоть как-то помогут шоферу, попавшему в такую ситуацию, то наверное я не зря потратил пару часов набирая этот текст, который, без сомнения, мало кто станет читать. Ибо современный водитель-частник, называемый профессионалами обидным словом «юзер», убежден в безошибочности своих действий, ненавидит длинные технические тексты, и на 100% уверен, что в вышеописанную ситуацию он никогда не попадет.
Пожелаю, чтобы так оно и вышло.
Лев Тюрин
Новогорск, сентябрь 2012.
Используемая литература
Гуреев А.А., Азев В.С., Камфер Г.М. Топливо для дизелей. Свойства и применение. М., «ХИМИЯ», 1993.
Демьянов Л.А., Сарафанов С.К. Многотопливные двигатели. Военное издательство МО СССР. М, 1968
Ленин И.М., Костров А.В., Малашкин О.М., Райков И.Я., Самоль Г.И. Автомобильные и тракторные двигатели. Изд. «Высшая школа», 1975.
Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля. Издательский центр «Академия» 2007.
Там где существуют сомнения – изобилуют теории…
Сэр Г.Р. Рикардо
Что будет, если залил в «дизельный» автомобиль бензин?
Недавно на форуме любителей БМВ возникла тема, где человек поведал печальную историю, как его жена случайно залила бензин в бак дизельного Х3, потом проехала около 500 м, заглушила мотор, после чего пустить его в ход так и не смогла. Позвонила мужу, тут то и выяснился сей прискорбный факт – в баке бултыхается бензинчик.
В таких случаях фирма БМВ строга и сурова, и придерживается определенного порядка действий, например:
«…Произведен запуск двигателя и автомобиль начал движение (например, после заправки на АЗС). Полностью слить топливо из топливного бака и проверить обойму крепления топливного насоса в баке на наличие магнитной стружки (при помощи магнита). Если магнитная стружка в системе не обнаружена, надлежит слить топливо из системы питания и промыть ее в соответствии с указаниями для случая 1. В данном случае необходимо заменить не только топливный фильтр, но и насос высокого давления…»
«…3-й случай: Автомобиль начал движение, в системе магнитная стружка
Следует заменить всю систему питания, включая бак. Замене не подлежат только жесткие подводящий и возвратный топливопроводы (промыть против направления подачи топлива)…»
Чем же чревата эксплуатация дизельного двигателя на бензине, отчего так строги специалисты БМВ, может быть ничего страшного не случится? Ведь некоторые автолюбители даже придерживаются старинной советской традиции – в сильные морозы добавляют в бак 5-10 л бензина, дабы дизтопливо не густело. Да и знаменитый Рудольф Дизель, изобретая свой мотор, пытался заставить его работать на бензине.
Заинтересовавшись данным вопросом я промониторил Интернет, и обнаружил многочисленные истории, как водители по оплошности заправлялись бензином и отправлялись в путь. Последствия описывались самые различные, от «отделался легким испугом» до «влетел на серьезный ремонт».
Что же делать, если попал в данную ситуацию?
Тут есть два основных варианта.
1. Перед заправкой бак был почти пустой, затем полностью заправлен бензином.
В этом случае благодаря тому, что в топливной магистрали и фильтре осталось какое-то количество дизтоплива, мотор запустится и машине даже удастся проехать какое-то n-е количество метров, после чего мотор остановится, и пустить его в ход не представится возможным. Это относительно благоприятное развитие событий, в данном случае владелец машины скорее всего отделается промывкой топливной магистрали, бака (после слива бензина) и заменой топливного фильтра (на всякий случай).
2. Перед заправкой в баке находился определенный объем дизтоплива, затем туда заливается какой-то определенный объем бензина. В результате образуется смесь дизтоплива с бензиом. Опять же благодаря тому, что в топливной магистрали и фильтре осталось какое-то количество дизтоплива, мотор запустится и машине удастся начать движение. После того, как в мотор начнет поступать смесь двух топлив, он либо остановится (если количество бензина в смеси большое), либо будет работать, но существенно снизится мощность, начнет увеличиваться температура охлаждающей жидкости, и возникнет сильный грохот, напоминающим звуки, сопровождаемые детонацию в бензиновом ДВС, или, говоря техническим языком, возрастет жесткость работы ДВС.
Это очень опасное для мотора явление и если после заправки в прогретом ДВС возникнет повышенный шум (жесткость работы), нужно остановить машину, открутить пробку заливной горловины и понюхать, не пахнет ли бензином.
Иногда водитель, по ошибке заливший бензин (или заправщик перепутал «пистолеты»), ничего не подозревая, отъезжает от АЗС, и когда мотор начинает работать жёстко при резком падении мощности, предполагает, что ему в бак залили некачественное дизтопливо. И продолжает движение (если мотор не останавливается), желая побыстрее сжечь «палёное» топливо и залить «нормальный соляр». Это самое неблагоприятное развитие событий, и на то есть серьезные причины.
Процессы, происходящие в ДВС при его эксплуатации на «соляробензиновой» смеси в упрощенном виде можно объяснить следующим образом.
В дизельном ДВС поршень в такте сжатия движется вверх и сжимает воздух, в результате температура последнего (в прогретом ДВС) достигает 400…700 С. Затем, незадолго до прихода поршня в верхнюю мертвую точку (ВМТ), форсунка под большим давлением начинает впрыскивать в горячий воздух топливо (точка С штрих), скорость истечения которого достигает 700 м/с и выше. Струя топлива разбивается о воздух и дробится на мельчайшие капли диаметром 5-40 мкм, которые заполняют объем камеры сгорания, перемешиваются с воздухом, и после небольшой задержки воспламеняются (точка С).
На графике римскими цифрами указаны 4 фазы сгорания топлива. Линия Т отражает
изменение температуры в камере сгорания, линия р – изменение давления.
При правильно протекающем рабочем процессе сгорание основной части топливного заряда завершается к моменту прихода поршня в ВМТ, что вызывает максимальное нарастание давления газов на поршень (максимальное давление сгорания точка Z), который под воздействием этого давления устремляется вниз и совершает полезную работу (рабочий ход). Если воспламенение возникнет слишком рано (с относительно небольшой задержкой), давление газов начнет препятствовать ходу поршня к ВМТ, если слишком поздно (с большой задержкой) – оно будет толкать поршень «вдогонку». В обоих случаях индикаторный и эффективный КПД двигателя снизятся. Из изложенного очевидно, что воспламенение топлива должно происходить не раньше и не позже момента, определенного разработчиками ДВС (с конструктивно заложенной задержкой воспламенения).
В отличие от бензиновых ДВС, где конструкторы стремятся принять меры по снижению преждевременного воспламенения топливовоздушной смеси, дабы избежать детонации, в дизельных ДВС, наоборот, желательно чтобы топливо воспламенилось с относительно небольшой (0,002…0,006 сек) задержкой воспламенения.
Один из основных показателей бензинов – октановое число (ОЧ) отражает свойство бензина противостоять преждевременному воспламенению. У дизельного топлива цетановое число (ЦЧ) наоборот отражает свойство быстро воспламеняться, чем ЦЧ выше – тем короче период задержки воспламенения.
Между ОЧ и ЦЧ существует связь – чем выше ОЧ топлива, тем ниже его ЦЧ (и наоборот).
Отсюда следует, что если в дизтопливо попадет бензин, ЦЧ образовавшейся топливной смеси снизится, что повлечет увеличение периода задержки воспламенения. В результате смесь будет сгорать с большим опозданием, что ухудшит КПД. Мало того, когда в дизельном моторе процесс сгорания топлива протекает правильно (при правильном ЦЧ), давление в цилиндре нарастает относительно плавно, т.к. сначала воспламеняется небольшая часть топлива, а потом в возникший очаг из форсунки продолжает подаваться дополнительное топливо, что удлиняет процесс сгорания и смягчает работу двигателя.
Если ЦЧ снижается, период задержки воспламенения увеличивается и в цилиндр еще до начала воспламенения успевает поступить практически весь топливный заряд. В итоге весь объем цикловой подачи топлива дружно воспламеняется с некоторым опозданием, процесс принимает резко-взрывной характер, в результате возникает волна давления, которая с высокой скоростью хаотично «носится» внутри камеры сгорания и «бьет» в поршень, крышку и стенки цилиндра. Эти воздействия волы на детали цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) и вызывают звонкие «металлические» стуки, и у водителя складывается впечатление, что внутри мотора какие-то деталюшки бьются друг о друга.
Данный процесс очень вреден для ДВС: волны давления разрушают внутреннюю структуру металла, а это может со временем вызвать возникновение микротрещин на стенках цилиндров и выкрашивание частиц металла из днищ поршней, что существенно снижает ресурс ДВС. К тому же в таких нештатных режимах возникает интенсификация газовой эрозии поршня. Снижение ЦЧ увеличивает интенсивность износа верхнего пояса цилиндров, следовательно, чем больший объемный процент бензина будет содержаться в дизтопливе, тем больше будет износ ДВС.
Кроме того, при разбавлении дизтоплива бензином ухудшаются условия смазки плунжеров в топливном насосе высокого давления (ТНВД). У дизтоплива большая чем у бензина вязкость, достаточная для того, чтобы обеспечить необходимые условия смазки трущихся пар, что позволяет упростить конструкцию насоса отказавшись от организации принудительной смазки путем подвода к трущимся парам моторного масла. Таким образом, дизтопливо выполняет функцию смазки ТНВД, и при его разбавлении бензином эта функция может сойти на нет. Итог – повышенный износ плунжеров ТНВД и попадание частиц износа в топливную систему и ДВС, что может повлечь ускоренный износ форсунок и деталей ЦПГ.
Что же делать, если человек по ошибке залил в бак бензин, как ему поступить?
Трудно дать совет, подходящий для всех возможных ситуаций, ибо может быть множество различных вариантов развития событий. Рассмотрю типичные.
1. Бак был почти пуст, и бензин залит «под горловину». Мотор не запускался, т.к. водитель вовремя понял свою ошибку.
В этом случае необходимо не пуская мотор слить топливо из бака и заполнить его дизтопливом.
2. Бак был почти пуст, и бензин залит «под горловину». Мотор запустился, машина проехала 500-1000 м, затем мотор заглох или был остановлен водителем, понявшим, что тот работает в аварийном режиме. Потом водитель сообразил, что залил бензин (открутил пробку бака и учуял запах бензина).
В этом случае не нужно пытаться пускать мотор, необходимо эвакуировать машину в сервис, где специалисты промоют топливную систему, бак и осмотрят ТНВД.
3. В баке находилось какое-то n-е количество дизтоплива, потом в него попадает какое-то n-е количество бензина. Допустим, водитель вовремя спохватился, что льет бензин, прекратил заправку, и в баке остался какой-то незаполненный объем.
Тут есть несколько вариантов. Например, если позволяют обстоятельства, нужно не запуская мотор откатить машину от АЗС (или эвакуировать в сервис) и слить топливо из бака. Затем заполнить весь его объем дизтопливом.
Либо, если в бак попало относительно небольшое количество бензина, нужно:
а) прекратить заправку;
б) добавить в бак масло, используемое для двухтактных ДВС пропорционально количеству залитого бензина из расчета 3-5% масла (это создаст нормальные условия для смазки ТНВД и повысит плотность топлива);
в) добавить в бак присадку, повышающую ЦЧ (цетан-корректор). После этого можно заправить бак под горловину дизтопливом и отправляться в путь, внимательно анализируя поведение машины и прислушиваясь к звукам работы ДВС.
А какое максимальное количество бензина допустимо для нормальной работы ДВС на такой смеси топлив?
На этот вопрос нет и не может быть единого ответа. Все моторы разные и по- разному реагируют на понижение ЦЧ.
При грубом приближении, используя известную формулу можно подсчитать, что ЦЧ (цетановое число) бензина АИ-95 (октановое число по моторному методу = 87) составляет около 12,5…16,5 единиц. В России наиболее известные топливные компании продают дизтопливо (по их заверениям) с ЦЧ=51. Теоретически, если принять для расчета ОЧ=87, то можно высчитать, что при смеси АИ-95 с дизтопливом в соотношении 1:4, общее ЦЧ смеси составит 41,5; при соотношении 1:12 – 46 (если при смешении не возникнут какие-либо химические реакции, изменяющие эти цифры).
Советские и Российские ГОСТы допускали эксплуатацию дизельных автомобилей на топливе с ЦЧ не ниже 45. Мне встречалось сведение, что для дизельных двигателей ЯМЗ, выпускаемых в начале 90-х г.г. прошлого века, наиболее оптимальным считалось ЦЧ = 38…42. Также встречалось упоминание, что какие-то тракторы от безысходности зимой работали на смеси дизтоплива с керосином с общим ЦЧ=30…35 и это не есть хорошо. В автопрессе отмечается, что моторы современных иномарок рассчитаны на дизтопливо с ЦЧ=51.
Отсюда можно выдвинуть предположение, что 12% бензина в дизтопливе мотор даже не заметит, на 25% «смеси» (или с чуть большим процентным числом) работать может и будет, но при этом снизится его мощность и может возникнуть сильный шум, вызванный волнами высокого давления. Поэтому если нет возможности слить из бака смесь сразу, и нет под рукой жидкости цетан-корректора, то при добавлении в топливо масла для двухтактных ДВС можно на свой страх и риск отправится в путь если бензина не более 25%. Если во время движения мотор еле-еле «тянет», сильно гремит, лучше далее не экспериментировать и откатить машину в сервис. Соответственно в случае наличия цетан-корректора (продается на брендовых АЗС) можно довести ЦЧ смеси до приемлемого уровня, но нужно чтобы он хорошенько перемешался с топливом, что проблематично сделать если бак залит под горловину.
4. В баке находилось какое-то n-е количество дизтоплива, потом в него попадает какое-то n-е количество бензина, и водитель, не подозревая об этом, пускает мотор и отправляется в путь. Отъехав какое-то расстояние от АЗС, он обращает внимание на быстрое падение мощности ДВС и появления сильных металлических стуков. В этом случае если мотор работает совсем плохо, лучше его сразу остановить. Если только сильно шумит и чуть хуже «тянет», лучше развернуться и вернуться на АЗС, где возможно есть в продаже добавляемое в топливо масло и цетан-корректор.
В литературе отмечается, что с повышением оборотов коленчатого вала «жесткость» работы дизеля на топливе с низким ЦЧ быстро увеличивается, что обусловлено увеличением периода задержки воспламенения.
Поэтому если в баке плещется смесь бензина с дизтопливом, после вышеописанных подготовительных мероприятий предпочтительнее равномерное движение со скоростью 60-70 км/ч и оборотами КВ около 1800-2000 (с оборотами, чуть ниже максимального крутящего момента ДВС). И необходимо по мере пробега периодически пополнять бак порциями «нормального» дизтоплива на АЗС, попадающихся на пути следования машины.
Словом, случаи заправки «дизельных» автомобилей бензином хоть и не часто, но все же случаются. И если мои советы хоть как-то помогут шоферу, попавшему в такую ситуацию, то наверное я не зря потратил пару часов набирая этот текст, который, без сомнения, мало кто станет читать. Ибо современный водитель-частник, называемый профессионалами обидным словом «юзер», убежден в безошибочности своих действий, ненавидит длинные технические тексты, и на 100% уверен, что в вышеописанную ситуацию он никогда не попадет.
Пожелаю, чтобы так оно и вышло.
Лев Тюрин
Новогорск, сентябрь 2012.
Используемая литература
Гуреев А.А., Азев В.С., Камфер Г.М. Топливо для дизелей. Свойства и применение. М., «ХИМИЯ», 1993.
Демьянов Л.А., Сарафанов С.К. Многотопливные двигатели. Военное издательство МО СССР. М, 1968
Ленин И.М., Костров А.В., Малашкин О.М., Райков И.Я., Самоль Г.И. Автомобильные и тракторные двигатели. Изд. «Высшая школа», 1975.
Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля. Издательский центр «Академия» 2007.