АКПП и раскачка машины (небольшой обзор)
Добавлено: Чт май 27, 2010 18:55
Для начала давайте определимся.
Причины создающие условия раскачки?
Причина одна-машина обездвижена, т.е. не может двигаться не в зад ни в перёд.
Где это может произойти - при движении машины на мягких (рыхлых) грунтах.
Что тако мягкий (рыхлый) грунт?
В нашем случае это грунт не выдерживающий давления колёс.
Какие грунты можно назвать мягкими (рыхлыми)?
Грязь, песок ну и снег, хотя снег всё же не грунт.
Правильней наверно будет сказать по мягкой (рыхлой) поверхности, но тогда не очень понятно будет.
Поэтому остановимся на грунтах.
Каким же образом происходит обездвиживание машины?
Мягкий (рыхлый) грунт не выдерживает давления колёс, а значит колёса проваливаются в него до тех пор, пока грунт не создаст необходимое сопротивление качению.
Только при таком условии мы можем продолжать движение.
В этих условиях часть грунта уходит под колёса, продолжая поддерживать движение, а часть грунта колесо толкает впереди себя образуя своего рода бугор ( бруствер).
При относительно ровном движении и других благоприятных условиях этот бруствер не будет расти и машин будет продвигаться вперёд (или назад).
Но если всё же он продолжает расти, то мы подойдём к ситуации, когда он вырастет до таких размеров, что колёса уже не смогут не толкнуть его впереди себя не переехать через него.
Т.е. машина остановилась.
Ничего страшного не произошло.
Откатываемся назад и меняя направление движения или взяв небольшой разгон с ходу проезжаем засадный участок.
А если не получилось отъехать?
Т.е. другими словами не в зад не в перёд. Что делать?
Ответ прост - качать.
А теперь давайте попробуем разобраться, что такое раскачка и действительно ли на автомате нельзя раскачать машину.
Раскачкой, как было сказано выше, называют приём приодоления бездорожья, используемый при приодалении тяжёлых участков с рыхлой поверхностью (грязь, песок, снег), когда машина обездвижена.
Раскачка предусматривает попеременное движение машины вперёд и назад.
А для чего?
Для того, чтоб увеличить длину образовавшейся калеи. Что в свою очередь позволит машине за счёт увеличения динамики движения преодалеть образовавшееся припятствие.
Так почему же бытует мнение, что на автомате нельзя раскачать машину?
Ведь на машинах с коробкой автомат тоже есть реверс.
Дело в том, что на машинах с ручной коробкой есть сцепление, при выжиме которой в мёртвой точке машина как бы "срывается" в противоположную сторону. Идёт откат. Складывается впечатление, что была мгновенно включена реверсивная передача, что в свою очередь добавляет машине инерцию и увеличивает амплитуду хода.
На самом деле идёт просто откат с отвоёванной позиции. И сила инерции этого отката не релевантна.
Да и передача будет включена когда машина уже будет внизу и никак иначе.
На самом же деле и на машине с коробкой автомат и на машине с простой коробкой мы проделываем один и тот же манёвр. И на машине с АКПП происходит тот же откат, только для этого нет необходимости ничего нажимать, достаточно сбросить ногу с педали газа.
Если и есть разница во времени совершения манёвра, то она не значительна и тем более большого значения не имеет.
Кстати АКПП в данном случае имеет приемущество. За счёт гидравлики, момент подаваемый на трансмисию регулируется, что не ведёт к резкому срыву колеса. И это приемущество позволяет дальше сдвинуть припятствие (стену грязи, снега) или же выскочить до срыва колеса в пробуксовку.
Понимаю, что регулировать подачу момента при наличие необходимого опыта можно педалью сцепления и на ручной коробке.
Но даже опытные ошибаются.
А такой одной ошибки порой будет достаточно, чтоб посадить машину на мосты.
А здесь уже раскачка не поможет и хорошо если рядом будет кто с тросом, а то не ровен час и за трактором в соседнее село ... .
P.S. Это не только моё личное мнение и не только мои знания и мой опыт. Это знания и опыт тех, с кем мне приходилось общаться, у кого мне приходилось учиться.
Допускаю, что ваши знания и опыт могут быть иными.
Причины создающие условия раскачки?
Причина одна-машина обездвижена, т.е. не может двигаться не в зад ни в перёд.
Где это может произойти - при движении машины на мягких (рыхлых) грунтах.
Что тако мягкий (рыхлый) грунт?
В нашем случае это грунт не выдерживающий давления колёс.
Какие грунты можно назвать мягкими (рыхлыми)?
Грязь, песок ну и снег, хотя снег всё же не грунт.
Правильней наверно будет сказать по мягкой (рыхлой) поверхности, но тогда не очень понятно будет.
Поэтому остановимся на грунтах.
Каким же образом происходит обездвиживание машины?
Мягкий (рыхлый) грунт не выдерживает давления колёс, а значит колёса проваливаются в него до тех пор, пока грунт не создаст необходимое сопротивление качению.
Только при таком условии мы можем продолжать движение.
В этих условиях часть грунта уходит под колёса, продолжая поддерживать движение, а часть грунта колесо толкает впереди себя образуя своего рода бугор ( бруствер).
При относительно ровном движении и других благоприятных условиях этот бруствер не будет расти и машин будет продвигаться вперёд (или назад).
Но если всё же он продолжает расти, то мы подойдём к ситуации, когда он вырастет до таких размеров, что колёса уже не смогут не толкнуть его впереди себя не переехать через него.
Т.е. машина остановилась.
Ничего страшного не произошло.
Откатываемся назад и меняя направление движения или взяв небольшой разгон с ходу проезжаем засадный участок.
А если не получилось отъехать?
Т.е. другими словами не в зад не в перёд. Что делать?
Ответ прост - качать.
А теперь давайте попробуем разобраться, что такое раскачка и действительно ли на автомате нельзя раскачать машину.
Раскачкой, как было сказано выше, называют приём приодоления бездорожья, используемый при приодалении тяжёлых участков с рыхлой поверхностью (грязь, песок, снег), когда машина обездвижена.
Раскачка предусматривает попеременное движение машины вперёд и назад.
А для чего?
Для того, чтоб увеличить длину образовавшейся калеи. Что в свою очередь позволит машине за счёт увеличения динамики движения преодалеть образовавшееся припятствие.
Так почему же бытует мнение, что на автомате нельзя раскачать машину?
Ведь на машинах с коробкой автомат тоже есть реверс.
Дело в том, что на машинах с ручной коробкой есть сцепление, при выжиме которой в мёртвой точке машина как бы "срывается" в противоположную сторону. Идёт откат. Складывается впечатление, что была мгновенно включена реверсивная передача, что в свою очередь добавляет машине инерцию и увеличивает амплитуду хода.
На самом деле идёт просто откат с отвоёванной позиции. И сила инерции этого отката не релевантна.
Да и передача будет включена когда машина уже будет внизу и никак иначе.
На самом же деле и на машине с коробкой автомат и на машине с простой коробкой мы проделываем один и тот же манёвр. И на машине с АКПП происходит тот же откат, только для этого нет необходимости ничего нажимать, достаточно сбросить ногу с педали газа.
Если и есть разница во времени совершения манёвра, то она не значительна и тем более большого значения не имеет.
Кстати АКПП в данном случае имеет приемущество. За счёт гидравлики, момент подаваемый на трансмисию регулируется, что не ведёт к резкому срыву колеса. И это приемущество позволяет дальше сдвинуть припятствие (стену грязи, снега) или же выскочить до срыва колеса в пробуксовку.
Понимаю, что регулировать подачу момента при наличие необходимого опыта можно педалью сцепления и на ручной коробке.
Но даже опытные ошибаются.
А такой одной ошибки порой будет достаточно, чтоб посадить машину на мосты.
А здесь уже раскачка не поможет и хорошо если рядом будет кто с тросом, а то не ровен час и за трактором в соседнее село ... .
P.S. Это не только моё личное мнение и не только мои знания и мой опыт. Это знания и опыт тех, с кем мне приходилось общаться, у кого мне приходилось учиться.
Допускаю, что ваши знания и опыт могут быть иными.