Советский «люкс-внедорожник» М-72
Добавлено: Пт ноя 16, 2012 16:42
Об этом автомобиле в сети написано немало, в том числе и много неточностей, в частности его иногда называют «полноприводная «Победа», что в корне неверно.
Имени собственного он не получил и выпускался на ГАЗ под индексом М-72 с 1955 по 1957 г.г. Литера «М» производная от «молотовец», т.к. з-д назывался «имени Молотова». Было выпущено (по непроверенным данным) 4 677 машин, что для тех лет немало.
Ав-ль разрабатывался с максимальной унификацией с ГАЗ-69, от кот и получил ДВС, КПП, РК с числами 1,15; 2,78; и практически такие же ведущие мосты, но с немного укороченными чулками (колея спереди/сзади 1355/1388) и оригинальными полуосями; и шины 6,50-16. Дорожный просвет под картерами мостов – 210 мм; под поперечиной РК – 300 мм.
Революционным решением тех лет был отказ от лонжеронной рамы. Оригинальный кузов автомобиля, в основу которого были положены элементы кузова «Победы», был выполнен несущим, и лишь спереди имелся подрамник. Колесная база 2712 мм избавила машину от галопирования и обеспечила неплохую курсовую устойчивость.
Концепция автомобиля для тех лет была воистину революционной: большой комфортабельный легковой полноприводный автомобиль с несущим кузовом (как сейчас говорят типа «хэтч-бек»), который предназначался для эксплуатации в сельской местности на разъезженных грунтовых и временных полевых дорогах и бездорожье с относительно пологим рельефом, а также мог использоваться в городе и на шоссе (макс ск-ть 90 км/ч). Эта же концептуальная идея «люкс внедорожника» в конце 60-х вдохновила английских инженеров на создание «Рэндж Ровер» (поставлен на производство в 1970 г), но тот был с рамной несущей системой и кузовом универсал.
Считается, что это М-72 был первый в мире серийный автомобиль данного типа с несущим корпусом. Следующий за ним ав-ль с несущим кузовом типа «хэтч-бек» стал американский AMC Eagle, который вышел аж в 1979 г. и судьба его была столь же несчастливой, как и у советского М-72.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c ... _wagon.jpg
Да и в наши дни машины с данным типом кузова и такой же конструкцией полного привода не выпускаются.
С М-72 был внешне схож (фронтальной частью) Renault R 2094 Prairie 4x4, дебютировавший на Осеннем салоне в Париже в октябре 1951 года. В 1952-1956 годы он начал производится под названием Terrain (4х4). Выпускался он как с закрытым кузовом 2 – и 4-дверным, и как открытое шасси, например для пожарной службы в горных районах. Colorale Tout Terrain отличался увеличенным клиренсом и широкими протекторами. Максимальная скорость на твердых поверхностях составляла 88 км/час.
В отличие от ГАЗ кузов Рено имел сзади вертикальную дверь, открывающуюся вбок, и по типу был универсалом.
Кроме того франзуз был с рамной несущей системой, и концептуально являлся легковой машиной повышенной проходимости с не очень красивым но достаточно практичным и вместительным кузовом, выпускаемой в небольшом количестве для нужд администраций французских колоний в Северной Африке и Ближнем Востоке.
Вопрос для разминки мозгов такой: чем являлся М-72 для начала 50-х годов: концепцией, намного опередившей свое время, либо ошибкой конструкторов, сделавших вместо рамы несущий кузов?
У меня однозначного ответа не сложилось – пока размышляю
Имени собственного он не получил и выпускался на ГАЗ под индексом М-72 с 1955 по 1957 г.г. Литера «М» производная от «молотовец», т.к. з-д назывался «имени Молотова». Было выпущено (по непроверенным данным) 4 677 машин, что для тех лет немало.
Ав-ль разрабатывался с максимальной унификацией с ГАЗ-69, от кот и получил ДВС, КПП, РК с числами 1,15; 2,78; и практически такие же ведущие мосты, но с немного укороченными чулками (колея спереди/сзади 1355/1388) и оригинальными полуосями; и шины 6,50-16. Дорожный просвет под картерами мостов – 210 мм; под поперечиной РК – 300 мм.
Революционным решением тех лет был отказ от лонжеронной рамы. Оригинальный кузов автомобиля, в основу которого были положены элементы кузова «Победы», был выполнен несущим, и лишь спереди имелся подрамник. Колесная база 2712 мм избавила машину от галопирования и обеспечила неплохую курсовую устойчивость.
Концепция автомобиля для тех лет была воистину революционной: большой комфортабельный легковой полноприводный автомобиль с несущим кузовом (как сейчас говорят типа «хэтч-бек»), который предназначался для эксплуатации в сельской местности на разъезженных грунтовых и временных полевых дорогах и бездорожье с относительно пологим рельефом, а также мог использоваться в городе и на шоссе (макс ск-ть 90 км/ч). Эта же концептуальная идея «люкс внедорожника» в конце 60-х вдохновила английских инженеров на создание «Рэндж Ровер» (поставлен на производство в 1970 г), но тот был с рамной несущей системой и кузовом универсал.
Считается, что это М-72 был первый в мире серийный автомобиль данного типа с несущим корпусом. Следующий за ним ав-ль с несущим кузовом типа «хэтч-бек» стал американский AMC Eagle, который вышел аж в 1979 г. и судьба его была столь же несчастливой, как и у советского М-72.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c ... _wagon.jpg
Да и в наши дни машины с данным типом кузова и такой же конструкцией полного привода не выпускаются.
С М-72 был внешне схож (фронтальной частью) Renault R 2094 Prairie 4x4, дебютировавший на Осеннем салоне в Париже в октябре 1951 года. В 1952-1956 годы он начал производится под названием Terrain (4х4). Выпускался он как с закрытым кузовом 2 – и 4-дверным, и как открытое шасси, например для пожарной службы в горных районах. Colorale Tout Terrain отличался увеличенным клиренсом и широкими протекторами. Максимальная скорость на твердых поверхностях составляла 88 км/час.
В отличие от ГАЗ кузов Рено имел сзади вертикальную дверь, открывающуюся вбок, и по типу был универсалом.
Кроме того франзуз был с рамной несущей системой, и концептуально являлся легковой машиной повышенной проходимости с не очень красивым но достаточно практичным и вместительным кузовом, выпускаемой в небольшом количестве для нужд администраций французских колоний в Северной Африке и Ближнем Востоке.
Вопрос для разминки мозгов такой: чем являлся М-72 для начала 50-х годов: концепцией, намного опередившей свое время, либо ошибкой конструкторов, сделавших вместо рамы несущий кузов?
У меня однозначного ответа не сложилось – пока размышляю