Страница 1 из 1

Советский «люкс-внедорожник» М-72

Добавлено: Пт ноя 16, 2012 16:42
Lew
Об этом автомобиле в сети написано немало, в том числе и много неточностей, в частности его иногда называют «полноприводная «Победа», что в корне неверно.

Изображение

Имени собственного он не получил и выпускался на ГАЗ под индексом М-72 с 1955 по 1957 г.г. Литера «М» производная от «молотовец», т.к. з-д назывался «имени Молотова». Было выпущено (по непроверенным данным) 4 677 машин, что для тех лет немало.
Ав-ль разрабатывался с максимальной унификацией с ГАЗ-69, от кот и получил ДВС, КПП, РК с числами 1,15; 2,78; и практически такие же ведущие мосты, но с немного укороченными чулками (колея спереди/сзади 1355/1388) и оригинальными полуосями; и шины 6,50-16. Дорожный просвет под картерами мостов – 210 мм; под поперечиной РК – 300 мм.
Революционным решением тех лет был отказ от лонжеронной рамы. Оригинальный кузов автомобиля, в основу которого были положены элементы кузова «Победы», был выполнен несущим, и лишь спереди имелся подрамник. Колесная база 2712 мм избавила машину от галопирования и обеспечила неплохую курсовую устойчивость.
Концепция автомобиля для тех лет была воистину революционной: большой комфортабельный легковой полноприводный автомобиль с несущим кузовом (как сейчас говорят типа «хэтч-бек»), который предназначался для эксплуатации в сельской местности на разъезженных грунтовых и временных полевых дорогах и бездорожье с относительно пологим рельефом, а также мог использоваться в городе и на шоссе (макс ск-ть 90 км/ч). Эта же концептуальная идея «люкс внедорожника» в конце 60-х вдохновила английских инженеров на создание «Рэндж Ровер» (поставлен на производство в 1970 г), но тот был с рамной несущей системой и кузовом универсал.
Считается, что это М-72 был первый в мире серийный автомобиль данного типа с несущим корпусом. Следующий за ним ав-ль с несущим кузовом типа «хэтч-бек» стал американский AMC Eagle, который вышел аж в 1979 г. и судьба его была столь же несчастливой, как и у советского М-72.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c ... _wagon.jpg


Да и в наши дни машины с данным типом кузова и такой же конструкцией полного привода не выпускаются.

С М-72 был внешне схож (фронтальной частью) Renault R 2094 Prairie 4x4, дебютировавший на Осеннем салоне в Париже в октябре 1951 года. В 1952-1956 годы он начал производится под названием Terrain (4х4). Выпускался он как с закрытым кузовом 2 – и 4-дверным, и как открытое шасси, например для пожарной службы в горных районах. Colorale Tout Terrain отличался увеличенным клиренсом и широкими протекторами. Максимальная скорость на твердых поверхностях составляла 88 км/час.

Изображение

В отличие от ГАЗ кузов Рено имел сзади вертикальную дверь, открывающуюся вбок, и по типу был универсалом.

Изображение

Изображение

Кроме того франзуз был с рамной несущей системой, и концептуально являлся легковой машиной повышенной проходимости с не очень красивым но достаточно практичным и вместительным кузовом, выпускаемой в небольшом количестве для нужд администраций французских колоний в Северной Африке и Ближнем Востоке.

Вопрос для разминки мозгов такой: чем являлся М-72 для начала 50-х годов: концепцией, намного опередившей свое время, либо ошибкой конструкторов, сделавших вместо рамы несущий кузов?
У меня однозначного ответа не сложилось – пока размышляю

Добавлено: Пт ноя 16, 2012 17:07
sha2n
Lew писал(а):Reault
Поправь,пожалуйста.

Добавлено: Пт ноя 16, 2012 17:19
Lew
Поправил :beer:

Добавлено: Пт ноя 16, 2012 18:38
Соловей Разбойник
лев,вы как всегда порадовали интересной страничкой истории! :thumbup:

Добавлено: Пт ноя 16, 2012 19:30
Lew
Друзья, я призываю: давайте думать вместе. Ибо (как мне кажется) еврейские мозги тем и хороши, что не привязаны к местечковым традициям и местечковым суждениям, т.е. они как бы "над схваткой".
ИМХО

Добавлено: Пт ноя 16, 2012 19:38
Bumer

Добавлено: Сб ноя 17, 2012 9:02
genkor
Lew, думаю, что, Renault 4x4 был скорее автомобилем опередившим своё время, чем неудачной конструкцией.
Одним из самых главных параметров автомобиля является его стоимость. Цена же данного автомобиля вряд ли была низкой.
В Европе тех дней очень популярными были всякие крошечные и дешевые мини, ситриены или даже трёх-колесники.
Поэтому не случайно увлечение машинами класса SUV зародилось в Америке. Jeep Wagoneer, фактически являющимся представителем того же класса, что и Renault, покупался в основном представителями среднего класса, с немалым, по Европейским понятием достатка.
В разрушенной и бедной Европе 51-го года, скорее всего, не было достаточно покупателей для данного класса автомобилей. Даже выпущенный гораздо позже, в 70-х годах Range Rover в первую очередь имел успех благодаря его продажам в Америке.

Добавлено: Сб ноя 17, 2012 10:28
Lew
genkor писал(а):Lew, думаю, что, Renault 4x4 был скорее автомобилем опередившим своё время, чем неудачной конструкцией..
С Renault то как раз более-менее понятно. Это был по сути специальный ав-ль и для массового спроса он не предназначался.
А вот М-72 разрабатывался как массового спроса. Но в советском обществе тех лет он оказался совершенно лишним.
И конструкторы в этом не виноваты. Видимо партия дала задание сделать - они и сделали, причем сделали неплохо.
А вот когда машина пошла в производство, видимо и обнаружилась ее невостребованность.

Добавлено: Сб ноя 17, 2012 16:39
MAZGAN2004
АВ-ЛЬ опередивший время, тоже самое и с М-410-411, и к сожалению так и не увидевшем свет М-415 что грустно, или взять к примеру УАЗ-317Х.
Была всетаки в СССР неплохая школа конструкторов, а то всегда в любом разговоре выставляют америкосов.
Или вот еще пример правда не автомобильный, был у меня товарищ
професор А.В.Вахобов который сделал первый в мире (раньше америкосов на 20лет)сверх чистый алюминий, у него в институте были люди ходили с алюмиевыми зубами.

Добавлено: Сб ноя 17, 2012 21:30
rishon
Экспериментальные советские автомобили
http://www.ussrpromtorg.ru/Download9.html