Советский «люкс-внедорожник» М-72
Модераторы: Black, Boris Leibman, genkor
Советский «люкс-внедорожник» М-72
Об этом автомобиле в сети написано немало, в том числе и много неточностей, в частности его иногда называют «полноприводная «Победа», что в корне неверно.
Имени собственного он не получил и выпускался на ГАЗ под индексом М-72 с 1955 по 1957 г.г. Литера «М» производная от «молотовец», т.к. з-д назывался «имени Молотова». Было выпущено (по непроверенным данным) 4 677 машин, что для тех лет немало.
Ав-ль разрабатывался с максимальной унификацией с ГАЗ-69, от кот и получил ДВС, КПП, РК с числами 1,15; 2,78; и практически такие же ведущие мосты, но с немного укороченными чулками (колея спереди/сзади 1355/1388) и оригинальными полуосями; и шины 6,50-16. Дорожный просвет под картерами мостов – 210 мм; под поперечиной РК – 300 мм.
Революционным решением тех лет был отказ от лонжеронной рамы. Оригинальный кузов автомобиля, в основу которого были положены элементы кузова «Победы», был выполнен несущим, и лишь спереди имелся подрамник. Колесная база 2712 мм избавила машину от галопирования и обеспечила неплохую курсовую устойчивость.
Концепция автомобиля для тех лет была воистину революционной: большой комфортабельный легковой полноприводный автомобиль с несущим кузовом (как сейчас говорят типа «хэтч-бек»), который предназначался для эксплуатации в сельской местности на разъезженных грунтовых и временных полевых дорогах и бездорожье с относительно пологим рельефом, а также мог использоваться в городе и на шоссе (макс ск-ть 90 км/ч). Эта же концептуальная идея «люкс внедорожника» в конце 60-х вдохновила английских инженеров на создание «Рэндж Ровер» (поставлен на производство в 1970 г), но тот был с рамной несущей системой и кузовом универсал.
Считается, что это М-72 был первый в мире серийный автомобиль данного типа с несущим корпусом. Следующий за ним ав-ль с несущим кузовом типа «хэтч-бек» стал американский AMC Eagle, который вышел аж в 1979 г. и судьба его была столь же несчастливой, как и у советского М-72.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c ... _wagon.jpg
Да и в наши дни машины с данным типом кузова и такой же конструкцией полного привода не выпускаются.
С М-72 был внешне схож (фронтальной частью) Renault R 2094 Prairie 4x4, дебютировавший на Осеннем салоне в Париже в октябре 1951 года. В 1952-1956 годы он начал производится под названием Terrain (4х4). Выпускался он как с закрытым кузовом 2 – и 4-дверным, и как открытое шасси, например для пожарной службы в горных районах. Colorale Tout Terrain отличался увеличенным клиренсом и широкими протекторами. Максимальная скорость на твердых поверхностях составляла 88 км/час.
В отличие от ГАЗ кузов Рено имел сзади вертикальную дверь, открывающуюся вбок, и по типу был универсалом.
Кроме того франзуз был с рамной несущей системой, и концептуально являлся легковой машиной повышенной проходимости с не очень красивым но достаточно практичным и вместительным кузовом, выпускаемой в небольшом количестве для нужд администраций французских колоний в Северной Африке и Ближнем Востоке.
Вопрос для разминки мозгов такой: чем являлся М-72 для начала 50-х годов: концепцией, намного опередившей свое время, либо ошибкой конструкторов, сделавших вместо рамы несущий кузов?
У меня однозначного ответа не сложилось – пока размышляю
Имени собственного он не получил и выпускался на ГАЗ под индексом М-72 с 1955 по 1957 г.г. Литера «М» производная от «молотовец», т.к. з-д назывался «имени Молотова». Было выпущено (по непроверенным данным) 4 677 машин, что для тех лет немало.
Ав-ль разрабатывался с максимальной унификацией с ГАЗ-69, от кот и получил ДВС, КПП, РК с числами 1,15; 2,78; и практически такие же ведущие мосты, но с немного укороченными чулками (колея спереди/сзади 1355/1388) и оригинальными полуосями; и шины 6,50-16. Дорожный просвет под картерами мостов – 210 мм; под поперечиной РК – 300 мм.
Революционным решением тех лет был отказ от лонжеронной рамы. Оригинальный кузов автомобиля, в основу которого были положены элементы кузова «Победы», был выполнен несущим, и лишь спереди имелся подрамник. Колесная база 2712 мм избавила машину от галопирования и обеспечила неплохую курсовую устойчивость.
Концепция автомобиля для тех лет была воистину революционной: большой комфортабельный легковой полноприводный автомобиль с несущим кузовом (как сейчас говорят типа «хэтч-бек»), который предназначался для эксплуатации в сельской местности на разъезженных грунтовых и временных полевых дорогах и бездорожье с относительно пологим рельефом, а также мог использоваться в городе и на шоссе (макс ск-ть 90 км/ч). Эта же концептуальная идея «люкс внедорожника» в конце 60-х вдохновила английских инженеров на создание «Рэндж Ровер» (поставлен на производство в 1970 г), но тот был с рамной несущей системой и кузовом универсал.
Считается, что это М-72 был первый в мире серийный автомобиль данного типа с несущим корпусом. Следующий за ним ав-ль с несущим кузовом типа «хэтч-бек» стал американский AMC Eagle, который вышел аж в 1979 г. и судьба его была столь же несчастливой, как и у советского М-72.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c ... _wagon.jpg
Да и в наши дни машины с данным типом кузова и такой же конструкцией полного привода не выпускаются.
С М-72 был внешне схож (фронтальной частью) Renault R 2094 Prairie 4x4, дебютировавший на Осеннем салоне в Париже в октябре 1951 года. В 1952-1956 годы он начал производится под названием Terrain (4х4). Выпускался он как с закрытым кузовом 2 – и 4-дверным, и как открытое шасси, например для пожарной службы в горных районах. Colorale Tout Terrain отличался увеличенным клиренсом и широкими протекторами. Максимальная скорость на твердых поверхностях составляла 88 км/час.
В отличие от ГАЗ кузов Рено имел сзади вертикальную дверь, открывающуюся вбок, и по типу был универсалом.
Кроме того франзуз был с рамной несущей системой, и концептуально являлся легковой машиной повышенной проходимости с не очень красивым но достаточно практичным и вместительным кузовом, выпускаемой в небольшом количестве для нужд администраций французских колоний в Северной Африке и Ближнем Востоке.
Вопрос для разминки мозгов такой: чем являлся М-72 для начала 50-х годов: концепцией, намного опередившей свое время, либо ошибкой конструкторов, сделавших вместо рамы несущий кузов?
У меня однозначного ответа не сложилось – пока размышляю
Последний раз редактировалось Lew Пт ноя 16, 2012 17:18, всего редактировалось 1 раз.
- Соловей Разбойник
- Сообщения: 3829
- Зарегистрирован: Сб май 22, 2010 23:14
- Откуда: КАЗАНЬ-ТЕЛЬ АВИВ
- genkor
- Модератор
- Сообщения: 16708
- Зарегистрирован: Пн ноя 26, 2007 22:33
- Откуда: Kiryat-Ono
- Контактная информация:
Lew, думаю, что, Renault 4x4 был скорее автомобилем опередившим своё время, чем неудачной конструкцией.
Одним из самых главных параметров автомобиля является его стоимость. Цена же данного автомобиля вряд ли была низкой.
В Европе тех дней очень популярными были всякие крошечные и дешевые мини, ситриены или даже трёх-колесники.
Поэтому не случайно увлечение машинами класса SUV зародилось в Америке. Jeep Wagoneer, фактически являющимся представителем того же класса, что и Renault, покупался в основном представителями среднего класса, с немалым, по Европейским понятием достатка.
В разрушенной и бедной Европе 51-го года, скорее всего, не было достаточно покупателей для данного класса автомобилей. Даже выпущенный гораздо позже, в 70-х годах Range Rover в первую очередь имел успех благодаря его продажам в Америке.
Одним из самых главных параметров автомобиля является его стоимость. Цена же данного автомобиля вряд ли была низкой.
В Европе тех дней очень популярными были всякие крошечные и дешевые мини, ситриены или даже трёх-колесники.
Поэтому не случайно увлечение машинами класса SUV зародилось в Америке. Jeep Wagoneer, фактически являющимся представителем того же класса, что и Renault, покупался в основном представителями среднего класса, с немалым, по Европейским понятием достатка.
В разрушенной и бедной Европе 51-го года, скорее всего, не было достаточно покупателей для данного класса автомобилей. Даже выпущенный гораздо позже, в 70-х годах Range Rover в первую очередь имел успех благодаря его продажам в Америке.
If you work for a living, why do you kill yourself working?
С Renault то как раз более-менее понятно. Это был по сути специальный ав-ль и для массового спроса он не предназначался.genkor писал(а):Lew, думаю, что, Renault 4x4 был скорее автомобилем опередившим своё время, чем неудачной конструкцией..
А вот М-72 разрабатывался как массового спроса. Но в советском обществе тех лет он оказался совершенно лишним.
И конструкторы в этом не виноваты. Видимо партия дала задание сделать - они и сделали, причем сделали неплохо.
А вот когда машина пошла в производство, видимо и обнаружилась ее невостребованность.
АВ-ЛЬ опередивший время, тоже самое и с М-410-411, и к сожалению так и не увидевшем свет М-415 что грустно, или взять к примеру УАЗ-317Х.
Была всетаки в СССР неплохая школа конструкторов, а то всегда в любом разговоре выставляют америкосов.
Или вот еще пример правда не автомобильный, был у меня товарищ
професор А.В.Вахобов который сделал первый в мире (раньше америкосов на 20лет)сверх чистый алюминий, у него в институте были люди ходили с алюмиевыми зубами.
Была всетаки в СССР неплохая школа конструкторов, а то всегда в любом разговоре выставляют америкосов.
Или вот еще пример правда не автомобильный, был у меня товарищ
професор А.В.Вахобов который сделал первый в мире (раньше америкосов на 20лет)сверх чистый алюминий, у него в институте были люди ходили с алюмиевыми зубами.
Экспериментальные советские автомобили
http://www.ussrpromtorg.ru/Download9.html
http://www.ussrpromtorg.ru/Download9.html